Правила перевозки опасных грузов в Беларуси и России

Главная страница | Правила перевозки опасных грузов в Беларуси и России

Правила безопасности при перевозке опасных грузов были разработаны Правительством РФ в 1994 году. В Беларуси такое постановление действует с 2001 года – периодически в него вносят незначительные изменения или корректировки. На сегодняшний день действует актуальная версия от 2016 года. Все правки и особенности правил перевозки финальной правки будут учтены в этой статье.
Такие нормы составлены с целью обеспечить безопасность для перевозчика и окружающих. Опасные вещества требуют особого внимания и соблюдения правил погрузки, выгрузки, придерживания температурного режима, подбор специальной тары.
Всего выделяют девять групп опасных грузов:
  • Взрывоопасные материалы (классифицируются сокращением ВМ);
  • Газообразные вещества (в любом агрегатном состоянии: сжатые, сжиженные и другие);
  • Материалы, подверженные быстрому воспламенению (жидкости);
  • Материалы, подверженные быстрому воспламенению (в твердом состоянии);
  • Материалы, подверженные окислению или пероксиды;
  • Инфекционные материалы, ядовитые вещества, опасные для здоровья;
  • Вещества с активным радиационным фоном;
  • Едкие, разъедающие материалы (в жидкой или твердой форме);
  • Иные компоненты, не относящиеся к указанным выше группам.
Помимо вышеописанной классификации грузы имеют отдельные категории и подкатегории в соответствии с разными физическими и биологическими свойствами. Все эти параметры регулируются государственным стандартом ГОСТ 19433-88. Особо опасные грузы, которые описываются в положении стандарта, требуют более строгих правил перевозки. На их транспортировку действуют определенные запреты.

Какие законодательные нормы регулируют правило транспортировки опасных грузов?

Согласно действующему Постановлению правительства, организация логистики опасных грузов на автомобильном транспорте возможна только при наличии специальной лицензии. При этом она отличается ,в зависимости от классификации опасности. Для перевозки элементов 1-6 категории из указанного выше списка требуется лицензия, выданная Министерством транспорта. Для грузов, что относятся к 7-9 категории опасности, требуется дополнительное наличие разрешения со стороны внутренних служб безопасности по региону передвижения.
Без предварительной проверки и выдачи на транспорт разрешения со стороны МВД (ГАИ) грузовики не может быть допущен к таким видам перевозок. На этапе данной проверки специалисты проверяют техническое состояние и соответствие автомобиля установленным государственным требованиям. Процедура выполняется, как дополнительное ТО на допуск к транспортировке опасных жидкостей, газообразных или твердых материалов. Ключевые условия успешного осмотра включают в себя не только техническую исправность, но и пригодность прицепного устройства к организации подобных перевозок.
Для этого водитель (отправитель) должен подать письменное заявление в региональный отдел МВД (ГАИ) по месту получения груза. В документе необходимо указать тип перевозимого материала, подробно его описать и установить классификацию опасности.
Можно сделать вывод, что все требования относительно этой процедуры регулируются Постановлениями правительства и государственным стандартом ГОСТ 19433-88 (подробнее по ссылке ).

Нормативные правила логистики опасных грузов между РФ и Беларусью

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом между странами Беларуси и РФ нормируются не только внутренними постановлениями, но и договорными актами о сотрудничестве стран СНГ. Подготовительный процесс для выезда /въезда в Беларусь с подобным опасным грузом включает в себя сбор таможенной и другой документации. В ней содержится описание перевозимых элементов, наличие лицензии. В частности, основные требования и нормы содержатся в соглашении ДОПОГ. Эти нормы действуют, как внутри России или Беларуси, так и на международной арене по СНГ.

Как организовывается доставка такого груза в Европе и странах СНГ?

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в страны Европы, СНГ и Азии регулируются целым перечнем законодательных норм и соглашений между государствами. Единые нормы прописаны в упомянутом выше ДОПОГ. В иностранном формате он обозначается, как ADR и основана принципах безопасности ООН. Важно отметить, что каждый год правила и условия могут меняться, поэтому перед организацией транспортировки следует уделять внимание именно последней редакции. На текущий момент актуален ДОПОГ 2017, который будет действовать до 2018 или 2019 года. Особое внимание необходимо уделять классификации грузов. Они едины для всех стран, но сложность у водителей и отправителей могут вызвать подкатегории и подклассы. Только особо опасные грузы делятся на 37 пунктов с детальным описание физических свойств и наименованием веществ. Руководствоваться необходимо по ГОСТ 19433-88.

Какие нарушения чаще всего допускают водители?

Нарушение правил перевозки опасных грузов встречаются нередко из-за отсутствия должного внимания к соблюдению норм. Частые ошибки водителей:
  • Отсутствие автомобиля сопровождения с желтым сигнализирующим маячком;
  • Стоянка в пределах населенных пунктов или до 200 метров от граничного знака;
  • Не соблюдение правил закрепления груза;
  • Отсутствие опознавательных знаков о том, что перевозится именно опасный груз определенной категории;
  • Отсутствие лицензии на перевозку того или иного вида опасного груза (считается серьезным правонарушением и влечет за собой не только штраф, но и возможную конфискацию транспорта);
  • Отсутствие своевременно пройденного медицинского осмотра;
  • Превышение допустимой скорости при движении с особо опасными грузами.
При наличии сопровождения в лице экспедитора необходимо документальное подтверждение о соответствующем разрешении. А разгружать или погружать тару на местах разгрузки и погрузки должны специалисты с профессиональным стажем работы в этой сфере не менее трех календарных лет (полных). При контакте с тарой или опасным веществом необходимо надевать средства химической защиты.
По некоторым видам грузов существуют отдельные требования относительно правильного расположения тары. Например, бочки с взрывоопасным веществом запрещено перевозить в стоячем положении. Лежачие бочки должны быть расположены вдоль грузового транспортного средства.
Важно отметить, что в качестве тары могут использоваться не только бочки, но и иные герметичные конструкции. Например, бензин или газ перевозится в полномерных цистернах общей грузоподъемностью в пределах 20 тонн. Соблюдать правила техники безопасности необходимо по причине большой опасности. Например, вещества девятого, последнего класса горючести могут воспламеняться при нагреве тары или воздуха до температуры в 61 градус по Цельсию. А некоторые газообразные вещества имеют ядовитые испарения, которые негативно влияют на дыхательную систему человека (при входе паров).

Административная ответственность за нарушения

Ответственность за нарушение перевозки опасных грузов четко прописана в КоАП РФ. За несоблюдение тех или иных норм наступает административная ответственность. Ответчиком в данной ситуации может быть не только водитель, но и организатор поездки или экспедитор. Согласно нормам указанного Кодекса, при выявлении ряда нарушений автомобиль может быть конфискован и отправлен на специальную стоянку, где допускается хранение авто с опасными грузами.
На водителя при несоблюдении им правил перевозки или при отсутствии разрешительной документации может быть наложен штраф. Его максимальный размер может составлять 2,5 тысячи рублей. Если для данного лица такое нарушение не первое, то суд назначит лишение прав на несколько лет.
Организаторы поездки или ответственный директор компании заказчика при несоблюдении норм перевозок могут быть оштрафованы на 15 тысяч рублей. Для самой компании в таком случае предполагается штраф общей суммой до полумиллиона рублей.
Из этого можно сделать вывод, что внутренние и международные правила перевозок опасных грузов должны соблюдаться в полной мере без исключений. В ином случае это повлечет серьезную ответственность для водителя и должностных лиц.

Материалы по теме:

Каталог компаний

Узнать стоимость перевозки