Претензии по неоплате при грузоперевозках

Претензии по неоплате при грузоперевозках к грузовладельцу/грузоотправителю

Во время перевозки грузов у грузоперевозчиков возникают разного рода проблемы. Одной из таких проблем является неоплата грузоперевозки. С данной проблемой не раз сталкивались грузоперевозчики. Главная причина этому – безнаказанность. Безнаказанность касается именно стороны, которая организовывает транспортировку груза – контрагента. В этом случае остаётся надеяться только на добросовестность посредников.

В основном неуплату можно разделить на несколько видов:

  • Полная неуплата;
  • Временная задолженность.
Чтобы вернуть заработанные деньги перевозчику, необходимо составить претензию. Она является нормативно-правовым документом согласно ст. 797 ГК РФ, ст. 39 УАТ РФ, с. 12 Федерального закона от 30.06.2003г. №87 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

На основании чего можно составить претензию о неуплате

Если обнаружены нарушения, оформляется претензия. К ней всегда прилагаются транспортные документы. Претензия является неотъемлемым аргументом при разрешении споров, а также при рассмотрении последнего в суде (ст. 797 ГК РФ, ст. 39 УАТ РФ).
Юридически досудебное регулирование спора предусматривается нормами закона или гражданско-правовым соглашением.
При ее выставлении заказчиком экспедитору следует руководствоваться с. 12 Федерального закона от 30.06.2003г. №87 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Выделяют несколько самых распространенных ситуаций ее предъявления:

  • при несоблюдении положений о поставке (недопоставка, недостача, несоответствующее качество, отсутствие оплаты или не вовремя произведенная оплата привезенного товара);
  • при любых нарушениях, возникающих из условий;
  • при несоблюдении расчетов.
Все требования излагаются четко с обоснованиями.
Саму претензию составляют в течении нескольких дней после отправки ТТН и направляют её в Арбитражный суд, если срок подачи претензии не указан в договоре. В случае отсутствия пункта в договоре о подсудности, то обращаться уже необходимо в суд по месту нахождения ответчика.
Если же договор между сторонами не был заключён, и нет никаких документов, подтверждающих сотрудничество, то есть вариант возврата денег через суд. В таком случае без адвоката не обойтись. Адвокат должен доказать, что контрагент неоднократно уклонялся от отплаты грузоперевозок. Это будет сделать достаточно сложно, но всё же, встречались подобные случаи.
После подачи претензии контрагент должен отреагировать на неё. Если этого не случилось, то претензия направляется в суд. Бывают случаи, когда агент имеет финансовые трудности и не может рассчитаться с долгами. В таком случае поставщику присылается гарантийное письмо с указанием даты оплаты.
Дело передаётся в суд, если агент скрывается от уплаты. В таком случае суд должен доказать, что контрагент – мошенник.

Алгоритм составления претензий по неуплате при грузоперевозках

Если все-таки с Вами произошла такая ситуация, то не стоит отчаиваться. Первым, что необходимо сделать – правильно составить претензию и обязательно учесть сроки её написания, указанные в договоре.
При написании документа необходимо указать причину неуплаты и подтвердить факт неуплаты. Также важным является указание суммы неуплаты и требования. То есть, в какой срок контрагент должен погасить свой долг.
Немаловажно также указание последствий неуплаты. Самым распространённым исходом невыполнения обязательств является судебная тяжба. Самое минимальное, что может произойти в случае неуплаты – расторжение договора. Но в таком случае задолженность вряд ли удастся вернуть.

В претензии указывают:

  • Название компании, на которой «висит» задолженность
  • Наименование организации, которой задолжали деньги (точный адрес, контактный номер телефона, факс, реквизиты для оплаты)
  • Документы, подтверждающие неуплату
  • Номер претензии и её дату
Претензию Вы можете отдать должнику лично, или же отправить в электронном варианте на «e-mail».

Основные виды претензий к грузоперевозчику

Право на написание претензии также есть у грузовладельца и грузополучателя. В данном случае они составляют претензию в адрес грузоперевозчика. Предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии:

  • утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены определенный документ с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза;
  • недостача, повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель;
  • просрочка доставки груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена накладная; — задержка выдачи груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная и акт общей формы;
  • возврат провозной платы в случае несостоявшейся перевозки. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель;
  • другие виды претензий, которые регламентируются договоров между грузоперевозчиков и грузовладельцем/грузополучателем.